Главная

Косметика: лечебная, органическая, натуральная

Вопросы о лечебном потенциале и натуральности косметики очень актуальны. Однако актуальность этих тем настолько высока, а количество ежедневно появляющихся новых вводных настолько велико, что мы постоянно возвращаемся к обсуждению этих вопросов. Итак, предлагаем вашему вниманию очередную порцию размышлений на этот счет.

Лечебная косметика: есть ли она?

 

Лечебная косметика — достаточно специ­фическая группа товаров.  Дело в том, что такого понятия, как «лечебная косметика», по закону не существует. Кос­метическое средство по определению не может лечить. Это прописано в законода­тельстве. Сложность в том, что современному чело­веку, например, купить увлажняющий крем просто «для поддержа­ния кожи в хорошем состоянии» уже как-то не хочется. Для Человека Покупающего важ­но, чтобы крем не бережно сохранял имею­щиеся у него небольшие кожные недостатки (морщинки, прыщики, пятнышки и т. д.), а ре­ально устранял их. За такое качество крема не жалко и денег. И вот в этом месте стано­вится интересно уже Человеку Продающе­му, ведь с таким товаром выгодно работать.

Как говорят в народе, если нельзя, но очень хочется, то можно. Потому и прихо­дится производителям идти на хитрости и искать новые формулировки для слова «ле­чебная», чтобы все остались довольны. Один из таких синонимов — это космецевтика. Суть, которую вкладывают производите­ли в это понятие, сводится к следующему: «Космецевтика — это косметическое сред­ство, которое по-настоящему эффективно и оказывает влияние на кожу, но отпускает­ся без рецепта». Получается что-то среднее между лекарством и косметикой. Собствен­но, именно от скрещения этих двух слов А. Клигман в 80-х годах XX века и составил данный термин.

Новейшее издание, посвященное космецевтике, говорит, что «исходя из того, что космецевтика — это некая промежуточная категория между косметикой и лекарством, можно обозначить ее основные характер­ные особенности:

• многофункциональный комплекс с боль­шим количеством ингредиентов, обеспечивающих общий эффект, направленный на решение заявленных проблем;

• средства содержат в составе биологи­чески активные вещества, повышающие проницаемость кожного барьера и вли­яющие на состояние кожи;

• средства обладают интенсивным дей­ствием, обеспеченным, в том числе, фармакологическими агентами в концентра­циях ниже терапевтических;

• комфортность ощущений от применения не имеет решающего значения;

• упаковка подчеркнуто «медицинского» лаконичного дизайна;

• рассчитанная доза применения;

• наличие предупреждений о противопо­казаниях;

• может отсутствовать отдушка;

• продажа через аптеки или специали­зированный интернет магазин косметики».

 

натуральная косметика

 

Тем не менее, несмотря на активное ис­пользование термина «космецевтика» и научные исследования данных продуктов, де-юре их не существует. Зато, как мы уви­дели, существуют ограничения и побочные эффекты, которые большими буквами на этикетку никто, разумеется, не выносит (в отличие от лекарства). Так что с космецевтикой действует принцип caveal emplor (от лат. «покупающий пусть смотрит» — термин римского гражданского права, обозначаю­щий, что ответственность за качество това­ра продавец не несет, рискует покупатель). Чтобы избежать появления недовольных непредвиденным результатом покупателей, при работе с данной категорией товара нужно проводить обязательную консультацию и ве­сти последующее наблюдение за пациентом. Для покупателя все просто — покупаю про­дукт, который в потенциале сможет ре­шить мою проблему (с оговоркой — если он правильно подобран). Деньги платятся за эффективность. Отсюда следует вывод для продавца. При работе с данной катего­рией нужен штат грамотных специалистов-консультантов.

 

Натуральная косметика: термин или реальность?

 

В вопросе натуральности косметики мы снова-таки сталкиваемся с отсутствием чет­ких формулировок. Что такое натуральная косметика, чем она отличается от «органи­ческой»? Ведь, согласно букве закона, если в продукте есть вещества природного про­исхождения (пусть даже чайная ложка на тонну крема), то продукт можно назвать натуральным. Этим допущением приятно пользоваться с точки зрения продаж, но понравится ли клиентам покупать такой продукт? И вообще тупиковый вопрос — что лучше: натуральная или органическая косметика? К сожалению, однозначного ответа нет и тут.

 

Повторюсь, на сегодняшний день не существует четкого определения, что та­кое натуральная косметика, и это дает огромное пространство для манипуляций данным термином. Например, компании, которые в сознании потребителей ассо­циируются с натуральностью наряду с натуральны­ми компонентами широко используют син­тетические и силиконовые компоненты. Поэтому, чтобы как-то «причесать» столь разношерстный рынок и привести его к одному «природному» стандарту, в разных странах стали проводить сертификацию продукции.

Органическая косметика: трудности перевода

 

Сегодня самую натуральную косметику принято называть органической. Например, в каждой из стран ЕС есть свой ор­ган, занимающийся ее сертификацией. Наиболее широко в Европе известен Ecocert, возникший в результате разде­ления Министерства сельского хозяйства Франции на две организации: L’A.C.A.B (рекомендательная функция) и Ecocert (функ­ции контроля и сертификации).

Сертификаты Ecocert имеют две гра­дации:

• натуральные средства (95% ингредиен­тов имеют природное или естественное происхождение, из которых 5% должны быть органически сертифицированы);

• органические средства (95% ингреди­ентов природного происхождения, из которых 10% — органически сертифици­рованы.

 

В таких косметических средствах не должны применяться: синтетические кра­сители и отдушки, силиконы, глицерин, карбомеры, парабены, феноксиэтанол, четвертичные соли аммония, полученные из синтетических жирных кислот. Возмож­но применение небольшого количества минеральных масел и продуктов нефте­химии .

В других странах основные требования похожи — различия лежат в плане нюансов… BDIH (Bundesverband Deutscher Industrie Und Handelsunternehmen) в Германии тре­бует использования максимального коли­чества растительного сырья, не допускает тестирования на животных, не позволяет проводить радиоактивную стерилизацию и требует включить социально ответствен­ные программы в отношении производ­ства и упаковки.

 

Soil Association (Великобритания) имеет две градации стикеров:

• органика — не менее 95% органического материала (за исключением воды);

• сделано с органическими ингредиен­тами (требуется не менее 70% орга­нических компонентов, а остальные ингредиенты в составе: ограниченное количество консервантов и активы, ко­торые пока не доступны в органической форме).

 

натуральная косметика

 

В Италии работают AIAB и ICEA, которые являются частными структурами. Если вы хотите представить себе «луч­ший 100% органический продукт», исходя из этих стандартов, например, массажное масло для тела будет состоять из масла холодного отжима. При этом растение, из которого было изго­товлено это масло, должно вырасти в полях без органических удобрений вдали от благ цивилизации (дорог, аэропортов) в эко­логически чистом районе (для чего нужна справка). Поле не должно обрабатываться машинами, сбор урожая обязан происхо­дить вручную.

 

Согласно современному законодательству стран ЕС (Косметическая директива 76/768/EU, статья 1), «косметический продукт — это любое вещество или смесь, предназначенное для контакта с внешними частями тела человека (эпидермис, система волосяного покрова, ног­ти, губы и наружные половые органы), с зубами или слизистыми оболочками полости рта с исключительной или преимущественной целью их очищения, придания приятного запаха, из­менения их внешнего вида, защиты, поддержания их в хорошем состоянии или устранении запаха тела». Такое определение едино для продукции массового и профессионального ис­пользования и не распространяется на лекарственные препараты, медицинские приборы или биоцидную продукцию.

 

Сложно и дорого, — скажете вы? Да. Имен­но потому органические экстракты минимум на 50% дороже своих «обычных» аналогов. Поскольку в натуральных косметических средствах присутствует большое коли­чество ограничений по сырью, то произво­дителю становится очень сложно добиться приятной текстуры (для этого часто ис­пользуют силиконы, а они слабо подходят под категорию «природные компоненты»). Понимая, что люди хотят не только вкус­ную конфету, но и красивый фантик, в США сертификационный орган USDA выдвигает не столь жесткие требования к понятию «органическая косметика». Например, там допускается использование продуктов не­фтехимии, минеральных масел и синтети­ческих консервантов.

 

Производители органической космети­ки испытывают массу трудностей:

• такая косметика имеет очень ограничен­ный срок хранения, поскольку почти все сильные консерванты запрещены;

• создание элегантного по форме продук­та требует кропотливого труда технолога и виртуозного владения технологиями;

• упаковка и ее утилизация — еще один важный пункт для размышлений: она должна быть из возобновляемого сырья, которое можно утилизировать без ущер­ба для экологии.

Для потребителей тоже существует не­мало неудобств: крем рискует плохо впи­тываться, шампунь — плохо пенится и т.д.